Из жизни машин и людей

Любителю непредсказуемых путешествий, каких поискать, Йосту Конайну очень не сидится в скучной Западной Европе, – он постоянно ищет новые, простые и надежные способы передвижения, от велосипеда до самолета, что-нибудь придумывает, лишь бы двигаться куда-нибудь подальше с какой-нибудь целью, потому что, если без цели, то какое же это путешествие. По дороге он снимает видео. Получается кино, которое очень отличается от голливудского, и не только потому, что короткое и стоит дешевле. Какое – описывать бессмысленно, – надо смотреть.

Йост в Тирасоле

Hа фото Рона Слуйка – Йост Конайн и его автомобиль в славном городе Тирасполе

Когда Йосту было 20 лет, он смастерил велосипед и отправился на нем в Индию. Потом он сделал еще один и выиграл гонки, велосипед развивал скорость до 80 км в час. Потом он сделал даже не велосипед, а нечто колесное и классное, между колесами вставляешь себя и едешь. Катался он на крыше амстердамской художественной академии, которая заменяла ему мастерскую. Потом он построил самолет, чтоб немного полетать на нем в марокканской пустыне. А еще где-то в центре Сахары он поставил автоматически открывающиеся ворота. Едешь по пустыне – а тут такой бессмысленный шлагбаум на фотоэлементах, открывается и закрывается.

Из всего этого получились интересные путешествия и фильмы. Мобили Конайна двигаются по городам и весям на виду у людей, не посещающих музеи и другие гетто для искусства. Фильмы часто показывают по телевидению, на фестивалях и выставках. В прошлом году Йост Конайн был признан одним из трех лучших молодых художников Голландии. «Я делаю определенные вещи из определенного материала. Я использую металл, мотор, колеса, как продолжение своего тела, и я делаю видео, которое является продолжением моего взгляда», – говорит художник.

Чтоб создать очередное бессмертное произведение – деревянную машину, мастер-самоделкин работал не покладая рук, не смыкая глаз и не поднимая головы полгода. Источником вдохновения послужила модель «Ситроена» 1968 года. Первые автомобили этой модели повергли своим революционным дизайном европейцев в такой шок, что они отказывались их покупать. Они не могли себе представить, как на таких машинах можно еще и ездить. Примерно такое же впечатление производит машина Конайна. Кузов сделан из дерева, топливо – дрова.

Неприхотливый в быту (а живет знаменитый художник в вагончике на окраине Амстердама), Йост Конайн решил построить неприхотливую экологичную машину. И решил поехать на ней в загадочную Румынию. Во-первых, там много отличного бука. Во-вторых, – просто интересно, хотя никому это особенно не приходит в голову. Услышав, что совсем рядом с Румынией, в Молдавии, живет еще один неприхотливый голландец, загадочный художник Рон Слуйк, Йост решил попытаться добраться до Кишинева и навестить коллегу и соотечественника, ведь это практически рукой подать да немного дров поддать. В октябре 2001 года автомобиль благополучно прибыл в Кишинев, повергнув в изумление обычно невозмутимых кишиневских пешеходов, а некоторых даже привел в радостный восторг. Еще больший восторг испытали зрители галереи «Аорта», которая организовала встречу с художником. Некоторым счастливчикам даже удалось покататься с ветерком на экзотической машине и испытать на себе, чем отличается автоширпотреб от иномарки ручной работы.

Всего этого в фильме нет. Это не дневник впечатлений. Это АВТОпортрет. По ходу просмотра фильма зритель может задаться вопросами о природе взаимоотношения человека и машины, общества и искусства. О том, что каждому свое. Получился фильм о жизни людей и жизни машин. И о прикосновениях между ними.

Первый показ фильма состоялся две недели назад в Амстердаме при великом стечении народа, обратил на себя пристальное внимание СМИ и вызвал всеобщее одобрение. Теперь настал черед кишиневской публики.

Ирина Грабован

На главную
Хостинг от uCoz